VMP Роман Мери Шелли «Франкенштейн» (1817) и Фауст Гете 1806 – ответ мракобесия эпохе просвещения – Декарту, Вольтеру и Жан Жаку Руссо 1778
Общемировое значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику на религиозные, моральные, политические устои. Под влиянием идей Просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Наиболее значительным следствием Просвещения стали Американская и Великая французская революции. Современная философская и политическая мысль, берёт свое начало в эпохе Просвещения – строгий порядок мышления, рационализм, редукционизм! Идеи Просвещения лежат в основе политических свобод и демократии, организации государства как самоуправляемой республики, толерантности, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своём праве искать истину, какой бы она ни была. В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию и сложному, осознанному противодействию!
Жизнь и смерть человечества десятки тысячелетий определялась силами природы.
И люди тысячелетия изучали законы окружающего мира, обожествляя неподвластное человеку! Так зарождалась наука.
Созданные в корыстных целях завоевания, а не познания, аврамические религии, обозвали это язычеством!
Все первые греческие боги соответствовали силам природы и организации рациональной жизни
Зевс (в Риме Юпитер) —бог грома и молний.
Посейдон (в Риме Нептун) — бог морской стихии и брат Зевса.
Аид (в Риме Плутон) — владыка Царства Мёртвых и брат Зевса.
Гера (в Риме Юнона) — жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.
Гестия (в Риме Веста) — богиня домашнего очага.
Деметра (в Риме Церера) — богиня плодородия и земледелия.
Гермес (в Риме Меркурий) — бог торговли, хитрости, скорости и воровства, а также красноречия. Покровитель странствующих.
Аполлон (в Риме Аполлон) — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.
Артемида (в Риме Диана) — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле, дочь Зевса.
Арес (в Риме Марс) — бог войны.
Афродита (в Риме Венера) — богиня любви и красоты.
Афина (в Риме Минерва) — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел, а также военного дела. Покровительница городов и мудрости, дочь Зевса.
Гефест (в Риме Вулкан) — бог огня и кузнечного ремесла.
Дионис (в Риме Бахус) — бог виноделия и веселья
Борьба между знанием и мракобесием продолжается тысячелетия.
Два тысячелетия мракобесие пытается запутать человека, запретив ему познание мироздания.
На службу тёмных сил встают почти все словоблуды, чувствуя никчёмность своего существования!
Не счесть потока борцов со знанием и прогрессом человечества! И даже то, что наука отвоевала, они пытаются направить против восхождения и развития человека!
Изображение исследователя и мыслителя то Франкенштейном, то Фаустом, стандартный прием охранителей.
Роман Мери Шелли «Франкенштейн» (1817), восходит к традиции, берущей свое начало на рубеже 15 – 16 веков. Франкенштейн у Шелли – молодой амбициозный ученый. Здесь «Франкенштейн» приближается к образу Леонардо да Винчи (Леонардо да Винчи. Записные книжки, 421, 440).
Фауст в известной мере похож на своего современника Леонардо (про которого также, по словам Вазари, говорили, что он заключил договор с дьяволом), и, вероятно, не будет слишком большой натяжкой сказать, что Фауст – это северный Леонардо, а Леонардо — это южный Фауст.
Истории о докторе Фаусте. «Народная книга. История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», датированная 1587-м годом, передает уже сложившийся миф. В общих чертах ту же историю пересказывает и Филипп Меланхтон (в «Поучениях», ок. 1550 г.), отзывающийся о Фаусте как о человеке лично ему известном. Сохранились и еще более ранние, можно сказать, прижизненные свидетельства о докторе Фаусте. Все рассказы о докторе Фаусте сходятся в том, что Фауст получил богословское образование, но затем «кинул Священное Писание за дверь», чтобы посвятить себя естественным наукам.
Споры, поднятые младогерманцами вокруг имени Гёте, не прошли в России незамеченными. В конце 1830-х гг. появляется на русском языке книга Менцеля «Немецкая литература», дающая отрицательную оценку литературной деятельности Гёте.
Белинский признаёт, что «в Гёте не без основания порицают отсутствие исторических и общественных элементов, спокойное довольство действительностью как она есть»
Интеллигенция 1860-х гг. не испытывала к Гёте особых симпатий. Шестидесятникам была понятна нелюбовь младогерманцев к Гёте, отрёкшемуся от борьбы с феодализмом. Характерно заявление Чернышевского: «Лессинг ближе к нашему веку, чем Гёте» («Лессинг», 1856).
Для большинства русских писателей второй половины XIX в. Гёте — неактуальная фигура. Резко отрицательно оценивал творчество Гёте Л. Н. Толстой.
Наверняка сохранились документы об источниках финансирования этих проектов???
Франкенштейн и Фауст Гете – ответ мракобесия эпохе просвещения.
Фауст Сокурова – ответ холуя олигархов советскому народу!
Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.
Амон – почитавшийся в городе Фивы бог воздуха и ветра. Его имя буквально означает «невидимый». Амон приобрёл значение верховного бога Египта при фараонах XII и XVIII династий, имевших резиденцию в Фивах. Многие из них носили имена Аменемхет («Амон во главе») и Аменхотеп («Амон доволен»). Амон – всепроникающая, сокрытая душа, которая даёт дыхание жизни всему сущему. Ему были посвящены великолепные Карнакский и Луксорский храмы. «Небесный» характер Амона облегчил его слияние с Солнцем-Ра в едином образе Амона-Ра.
Анубис – бог- покровитель мертвых
Анубис – первоначально главный бог подземного мира, позже вытесненный с этого места Осирисом. Сохранил многие функции, связанные с умершими: был их провожатым в мёртвое царство, взвешивал душу покойного на весах загробного мира, определяя, достойна ли она там остаться, считался покровителем искусства мумификации. Изображался с головой шакала (африканского золотого волка) или целиком в «шакальем» виде – сидя сверху гробниц, как их охранитель.
Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.
Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.
Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.
Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Из своего семени Атум сотворил первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.
Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.
Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести.
Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.
Геб – бог земли, член гелиопольской Эннеады (см. ниже). Изображался лежащим горизонтально, лицом вверх мужчиной. Сестрой и женой Геба была богиня неба Нут.
Гор – см. Хор.
Имхотеп – визирь фараона III династии Джосера, впоследствии почитавшийся как бог врачевания.
Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Сестра и верная жена Осириса.
Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).
Осирис – повелитель подземного царства мёртвых, бог смерти, понимаемой как последующее возрождение. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Он повествует о том, как Осирис был убит своим коварным и завистливым братом Сетом, который расчленил его тело и разбросал куски по всему Египту. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. По мнению некоторых, этот древний сюжет не остался без влияния и на образ воскресшего Христа.
Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.
Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.
Пта (Птах) – бог, почитавшийся в Мемфисе, как творец мира. Благодаря своей созидающей силе признавался также воплощением плодородия, умственного и ручного творчества – наук и производительных ремёсел. От священного названия Мемфиса – «Хет-ка-Пта» («Обитель души Пта») произошло греческое слово «Египет».
Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.
Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками).
Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.
Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. ниже) и демиург (творец вселенной). Первоначально имел в гелиопольской теогонии подчинённое значение, однако позже оттеснил на второй план гораздо более почитаемого в архаические времена бога Атума. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Ра изображали в виде человека с головой сокола, которую венчал солнечный диск, обвитый змеёй. Он часто объединялся с богами Амоном и Хором в синтетических образах Амона-Ра и Ра-Хорахти.
Боги Египта (2016) Gods of Egypt
Боги Древнего Египта – список и описание
Список египетских богов
Фауст. Гёте